Немецкая компания «НASOMED» выпускает сложный многоуровневый комплекс программ «REHACOM» для проведения когнитивной реабилитации при помощи компьютерной техники. Лечащий врач может использовать данную систему в ходе реабилитации когнитивных расстройств, которые являются причиной нарушения сосредоточенности и восприятия, памяти и внимания, а также других исполнительных и познавательных функций.
Комплекс содержит ряд обучающих модулей. К примеру, модуль «Alertness Training» (Тренировка внимания) предназначен для восстановления внимательности, а также концентрации. Модуль «Working Memory» (Рабочая память) используется для тренировки кратковременного запоминания.
С помощью данных моделей при решении разноплановых задач происходит активизация работы мозга, что способствует восстановлению и даже улучшению необходимых мозговых функций. Пациент, успешно прошедший обучение, лучше справляется с повседневными задачами. Использование устройства актуально на любом этапе восстановления, включая острую стадию заболевания или травмы.
Основные достоинства
- Научные работники, в том числе и нейропсихологи применяют комплекс для проведения научных исследования. Хотя в устройстве используется упрощенный интерфейс и игровая форма обучения, основой программ служат научные разработки, подтвержденные в ходе клинических испытаний.
- В комплексе используется 21 наиболее распространенный язык. Это обеспечивает возможность проводить обучение на языке, понятном для пациента. 25 модулей поддерживают английский язык. Переход на нужный язык осуществляет легко.
- Универсальное оборудование можно применять во время любого этапа реабилитации. Как только получена черепно-мозговая травма, можно приступать к обучению и продолжать весь восстановительный период.
- Устройство можно использовать в работе как с несколькими направлениями реабилитации, так и переключиться на одно конкретное нарушение.
- Адаптация к пациенту осуществляется автоматически. Выбор сложности программы напрямую зависит от уровня подготовки клиента. Во время тренировки пациент не переутомляется, учебные модули постоянно поддерживают его интерес и активность. Благодаря этому клиент всегда мотивирован и не испытывает разочарование из-за невозможности выполнить слишком сложные для него задания.
- Устройство «REHACOM» дает возможность воспользоваться скрининговыми модулями, чтобы выявить нарушения, и по итогу подобрать соответствующие учебные модули. Кроме того скрининг, проводимый регулярно, показывает прогресс и полную картину на данном этапе.
- Врач может наблюдать за тем, как проходит обучение, посредством Интернета. Дистанционный контроль позволяет отслеживать точность выполнения пациентами прописанной программы.
- После завершения индивидуального лечебного курса у всех пациентов отмечается значительный прогресс, и они лучше справляются с задачами повседневной жизни.
- Использование скрининговых модулей, число которых постоянно растет, облегчает процесс выбора обучающих модулей. Кроме того подбор можно осуществлять, используя когнитивную оценку.
- Для амбулаторного обучения пациенту доступен дистанционный курс, который проводится с помощью Интернета.
Функциональные возможности
Отдельно для врачей и для пациентов можно создать бесчисленное множество профилей. При этом используется 2 вида: Therapist (профиль врача) и Client (профиль клиента).
Несколько врачей в случае необходимости могут вести одного пациента. При создании профиля вводят основные сведения, которые впоследствии можно дополнять. Созданный клиентский профиль позволяет провести тестирование 1-2 скрининговых модулей, чтобы увидеть текущее положение, на базе которого получить рекомендации о запуске учебных модулей.
Обзор скрининговых модулей
Набор доступных Screening Modules (скрининговых модулей) постоянно дополняется и улучшается. Одновременно протестировать все не удастся, потому что на работу каждого уходит примерно 15 минут. Для начала тестирования лучше подходит модуль «Alertness Training» (Тренировка внимания). Он позволит увидеть недостатки внимательности сосредоточенности. Это важно, так как на них базируется когнитивная функция человека.
Сначала демонстрируется пример и проводится 1 тренировочный сеанс, что позволяет убедиться в понимании задачи пациентом. После завершения данного этапа можно начинать скрининг.
Страница результатов скрининга отображает показатели роста производительности клиента в сравнении со старыми согласованными нормами. Это выявит, насколько серьезна проблема. Также будут выданы рекомендации в отношении выбора следующего модуля. Со страницы результатов можно перейти напрямую к учебному модулю.
Обзор обучения
В 25 обучающих модулях используется английский язык, что делает процесс обучения доступным для пациентов и специалистов, владеющих им. По мере развития комплекса количество англоязычных модулей возрастает.
Выбрав необходимый модуль, врач должен дважды кликнуть по иконке и приступить к внесению изменений в отдельные настройки, такие как параметры начала и продолжительности сеанса, а также уровня адаптивности.
С помощью дополнительно установленных специфических параметров можно ограничить временной интервал для решения задачи, подключить обратную звуковую связь пациента с лечащим врачом, выбрать стимулы и воспользоваться другими опциями.
После завершения подготовки со стороны врача, пациент приступает к обучению. При этом клиент может использовать инструкции по установке, но это не обязательно.
Усложнение или облегчений заданий происходит в процессе развития обучения и зависит от того, на каком уровне подготовки находится пациент в текущий момент. Благодаря этому можно сохранять сложность обучения на высоком уровне и не вызывать у клиента отрицательных реакций.
Приостановка обучения возможна в любой момент работы с учебным модулем. Если есть необходимость, инструкции можно снова повторить.
Для кого предназначен комплекс
Устройством могут пользоваться нейропсихологи, профессиональные терапевты и клиницисты в различных медицинских учреждениях независимо от формы собственности (государственной или частной). Подавляющее большинство (95%) немецких центров реабилитации применяют комплекс. Он популярен во всем мире, широко используется в европейских и азиатских странах, а также на других континентах. Все большее распространение находит удаленное использование программ, которое осуществляется посредством интернета. Специалист в дистанционном режиме составляет программу для пациента, наблюдает прогресс в обучении и вносит изменения в лечебный курс последовательно. Такая возможность дает преимущество врачам для улучшения курса лечения.
Сфера применения устройства
Широко распространенный в медицинских заведениях Европы, комплекс «REHACOM» успешно используется:
- реабилитационными и гериатрическими центрами;
- нейропедиатрическими и нейропсихологическими учреждениями;
- домами для престарелых и инвалидов;
- больницами, амбулаториями и университетскими клиниками;
- отделениями трудотерапии и профессиональной подготовки.
Кроме того устройство весьма популярно как тренажер для домашних условий.
Противопоказания к использованию оборудования полностью отсутствуют.
С помощью комплекса можно тренировать отдельные разделы мозга человека, хотя можно и поиграть. В разработке принимали участие ведущие клиницисты, инженеры и конструкторы, создавая такой аппарат, который мог бы облегчить жизнь пациентов после полученной черепно-мозговой травмы.
Подведение итогов
- После того, как завершился сеанс, для врача на экране результатов отображаются итоги проведенного обучения.
- Непрерывное развитие программного обеспечения предоставляет большой объем информации, постоянно увеличивающийся по мере совершенствования комплекса.
- В устройстве используются разные способы представления данных, в том числе с помощью сравнений, графиков и цифр.
- К самым часто представляемым результатам относятся показатели уровня прогресса, информация об отсутствии ошибок, а также данные о промежутке времени, который потребовался пациенту на выполнение каждого задания.
- Специалист, проведя тщательный анализ информации, может обнаружить некоторые недостатки. Примером могут служить наличие акустических раздражителей. После выявления недостатков врач имеет возможность в ходе последующего обучения вернуться к работе по их устранению.